Задание А-3 Изобразительно-выразительные средства

Полезные ссылки.

Формулировка задания:
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.
1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением
сказала большая девочка.
2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из
её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный
непонятной для неё претензии.
4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор
сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

Чтобы выбрать правильный ответ, нужно знать изобразительно-выразительные средства языка (тропы, фигуры речи, звукопись)


Слова, используемые писателем в переносном значении, называются тропами (от греч. тропос -"образ, поворот, оборот").


Название тропа
Отличительные признаки
Примеры
Эпитет
- художественно определяют предмет;
- красочные определения в переносном значении, выраженные прилагательными.

- постоянные эпитеты (характерны для народного поэтического творчества)

 изобразительные эпитеты (передают видение предметов автором)

Выражаются
прилагательными
существительными
наречиями
деепричастиями
Статные осины высоко лепечут над вами.
Воздух чист и свеж.


Солнце красное, море синее, ветры буйные, добрый молодец.

"Береза зеленокудрая, в юбчонке белой, у нее золотисты косы и холщовый сарафан" (С.Есенин).

железный стих
"золото, золото сердце народное"
"гордо реет буревестник"
"как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.
Сравнения.
- сопоставляют один предмет с другим, придавая описанию особую наглядность, выразительность.
- присоединяются сравнительными союзами: как, будто, словно, как будто

- выражается существительным в творительном падеже.


Могут выражаться сравнительной степенью прилагательных

- может выражаться придаточными сравнительными
Глаза, как небо, голубые.

"Анчар, как грозный часовой"

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.
Спина его ссутулилась круто, словно за шиворот сунули подушку.
Метафора
Скрытое сравнение по принципу сходства. Предмет сравнения не называется, но подразумевается.
Любую метафору можно развернуть в сравнение.
"Горит восток зарею новой" (восход солнца)
"Звезда пленительного счастья" (свобода)
"Заря алая в небо чистое смотрит, улыбается"
Метонимия
переименов-ание
Замена прямого названия предмета или явления переносным.
Сближение несходных предметов (в отличие от метафоры)
Имя автора вместе произведения
Орудие вместо действия

Место, страна вместо людей, народа

Материал вместо вещи

Один признак вместо лица, предмета, явления
"Архангельский мужик" (Ломоносов)

Читаем Пушкина
"Его перо любовью дышит"

"Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою"

"Фарфор и бронза на столе"
"
Все флаги будут в гости к нам"
Синекдоха
(разновидность метонимии)
Единственное число вместо множественного

Множественное число вместо единственного

Определенное число вместо неопределенного
"И слышно было до рассвета, как ликовал француз"

"…что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать"
"Миллион казацких шапок высыпал на площадь"
Олицетворение
(разновидность метафоры)
Предметы, понятия, явления природы наделяются признаками живого существа
"Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана"
Аллегория
(образное иносказание)
Образы условны, под ними подразумевается нечто иное (басни, сказки, пословицы).
Иносказательность устойчива, постоянна. Образы однозначны.
Волк - жадность, злоба.
Лиса - хитрость, ловкость.
Лев - власть, сила.
Символ

Иносказание, отличающееся многозначностью и сложностью (в отличие от аллегории)
"Парус" Лермонтова: парус - символ жизни, неспокойной души. Море - символ свободы, жизни
Гипербола
Художественное преувеличение
"Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива"
Литота
Художественное преуменьшение
"Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить"!
Ирония
(насмешка)
Употребление слов в переносном значении, противоположном их обычному смыслу
"Отколе, умная, бредешь ты голова" (спрашивают осла)
Сарказм
Высшая степень иронии. Горькая, гневная насмешка

Перифраза
Замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом
Пушкин - "невольник чести" (у Лермонтова)


 Фигуры речи - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность.
Инверсия
Обратный порядок слов.
"гремят раскаты молодые"
Антитеза
(противопоставление)
Сочетание резко противоположных понятий, часто создаётся при помощи антонимов
"Они сошлись: волна и камень
Стихи и проза, лед и пламень"
Параллелизм
(одна из форм повторения)
Одинаковое построение соседних предложений, одинаковое расположение сходных членов предложения.
"В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут"
Анафора
Повторения начальных слов в стихе
"Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам"
Эпифора
Повторение заключительных строк или одних и тех же элементов в конце слов, строк, строф, фраз.
"Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!"
Риторический вопрос

Риторическое восклицание

Вопрос или утверждение , который ставится с целью привлечь внимание, на который не ожидается ответа
Что день грядущий нам готовит?
"Москва! Москва! Люблю тебя, как сын.
Риторическое обращение
Эмоциональное обращение, непосредственно не участвующими в общении, к неодушевлённым предметам
Люди мира! Бережно относитесь к природе.
Бессоюзие (асиндетон) и многосоюзие (полисиндетон)
Намеренный пропуск или повторение соединительных союзов.
Бессоюзие придает впечатление стремительности, быстрой смены картин.
Многосоюзие замедляет движение.
"Прямо дороженька, насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты"
"И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят, и о берег бьют…"
Оксюморон
Сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которого возникает новое смысловое качество
"Живой труп". "Оптимистическая трагедия". Грустная радость.
Градация

Определения группируются в определенном порядке (нарастания или  ослабления их эмоционально-смысловой значимости)
"Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым".
"пришел, увидел, победил"
Парцелляция

Намеренное нарушение границ предложения, разделение предложения  на несколько частей.
Случилось это давно.  Очень давно.
Эллипсис
Пропуск сказуемого для придания динамизма
Мы сёла - в пепел, грады – в прах!
Лексический повтор
Повторение одного и того же слова для усиления выразительности, эмоциональности.
О, весна, без конца и без краю, без конца и без краю мечта!
Вопросно-ответная форма изложения
Чередование вопроса и ответа в речи.
Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.
Однородные члены предложения
Перечисление предметов, признаков, действий
Были это весёлые, смелые и сильные люди!

Звукопись - игра звуками для усиления выразительности.

Ассонанс
Повторение гласных звуков в поэтическом произведении
"Мне хочется домой, в огромность
Квартиры, наводящей грусть.
Войду, сниму пальто, опомнюсь,
Огнями улиц озарюсь"
Аллитерация
Повторение согласных звуков
"Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря"
В широком смысле слова к выразительным средствам относятся синонимы, антонимы, диалектизмы, фразеологизмы.


Выполните тестовые задания.
 Отметьте цифру, соответствующую верному ответу.
1
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «…тишиной, подобной которой никогда не бывает на земле»?
1) метафора
2) гипербола
3) эпитет
4) сравнение
2
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «…над Москвой мчатся стаи самолетов – то гусиным треугольником, то меняя построе-ние, как стеклышки в калейдоскопе»?
1) метафора
2) антитеза
3) гипербола
4) сравнение
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «Свой до-рогу найдет, а чужому незачем сюда соваться!»?
1) синтаксический параллелизм
2) эллипсис
3) антитеза
4) градация
4
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «Буду ожидать, пока «актриса» превратится в «актера», «певица» – в «певца», а «балерина» – в «балеруна»?
1) аллегория
2) ирония
3) метафора
4) гипербола
5
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «Наутро моя крылатая подруга наконец-то нашла выход из положения»?
1) аллегория
2) ирония
3) метафора
4) перифраз
6
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «рассох-шийся дом запоет от первых же звуков рояля»?
1) олицетворение
2) гипербола
3) эпитет
4) аллегория
7
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «Нужно было распропагандировать сбор, привлечь к нему крупные имена»?
30
1) синекдоха
2) гипербола
3) эпитет
4) аллегория
8
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «Кто ду-мает подчинить меня? Перед кем склонится моя гордая воля?»?
1) риторическое восклицание
2) синтаксический параллелизм
3) градация
4) риторический вопрос
9
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «Они вы-звали ураган негодования среди шкиперов парусных кораблей»?
1) метонимия
2) метафора
3) эпитет
4) сравнение
10
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Захуда-лая обитель о нескольких убогих монахах вдруг превратилась в богатейший, красивей-ший и знаменитый на всю Россию монастырь»?
1) антитеза
2) метафора
3) гипербола
4) сравнение

Подготовьтесь к проверочной работе.

ВАРИАНТ I
I. Соотнесите тропы и их определения.


1. Метафора
А. Перенос значения с одного явления на другое по смежности
2. Метонимия
Б. Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета
3. Перифраз (перифраза)
В. Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений
4. Ирония
Г. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
5. Литота
Д. Употребление слова или выражения в значении, обратном буквальному, цель – насмешка


II. Какой троп использован?
1. В.А. Жуковским в создании образа моря:
Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты…

2. Н.В. Гоголем в изображении прохожих в повести «Невский проспект»:
Здесь вы встретите усы чудные… здесь вы встретите такие талии…;
3. Н.А. Некрасовым в финале стихотворения «Железная дорога»:
Выпряг народ лошадей – и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…

Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..

4. А.С. Грибоедовым в монологе Фамусова:
Не то на серебре – на золоте едал…
5. Н.В. Гоголем в описании великой украинской реки:
Редкая птица долетит до середины Днепра.
А. ирония;
В. синекдоха;
Б. олицетворение;
Г. метонимия.
III. Определите вид эпитета:
А. постоянный;
В. эмоциональный;
Б. изобразительный;
Г. метафорический.
1. Ночевала тучка золотая. (М.Ю. Лермонтов)
2. Вот идет он к синему морю. (А.С. Пушкин)
3. Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый. (М.Ю. Лермонтов)
4. Роняет лес багряный свой убор. (А.С. Пушкин)

IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1. Эпифора
А. Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости
2. Антитеза
Б. Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации
3. Эллипсис
В. Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.)
4. Градация
Г. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи
5. Параллелизм
Д. Усиление выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов

V. Какие художественные средства (синтаксические и стилистические фигуры) использованы?
1. Что подчеркивает авторскую мысль в стихотворной строке А.С. Пушкина?
Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
2. Что использовал А.А. Фет для изображения лирических переживаний?
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край…

3. Что придает яркость описанию природы в произведении С.Т. Аксакова?
Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид…
4. Что использовал Г.Р. Державин для усиления выразительности речи?
Где стол был яств, там гроб стоит…
5. Что передает эмоциональность, взволнованность речи героя трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь»?
Нет; я хотел… быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть.
А. Анафора;
Г. инверсия;
Б. антитеза;
Д. градация.
В. умолчание;

VI. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовал А.С. Пушкин в строках из стихотворения «Клеветникам России»?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?



ВАРИАНТ II

I. Соотнесите тропы и их определения.
1. Синекдоха
А. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
2. Аллегория
Б. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
3. Сравнение
В. Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.
4. Гипербола
Г. Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.
5. Олицетворение
Д. Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.

II. Какой троп использован:
1. С.Есениным для создания образного представления о малой родине в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…»?
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины...

2. Б.Горбатовым в прозаической строке?
Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
3. М.Исаковским для передачи лирического переживания?
Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь.
4. В.Маяковским для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн обеду»?
Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!

5. Б.Пастернаком для создания неожиданного, запоминающегося образа?
Стекло стрекоз сновало по щекам.
А. Синекдоха;
Г. развернутая метафора;
Б. метафора;
Д. сравнение.
В. метонимия;

III. Закончите фразу.
«Такой троп, как сравнение, трехчленно и состоит из следующих компонентов:
1. предмет сравнения;
2. образ сравнения;
3. ………..».
IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1. Анафора
А. Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа
2. Оксюморон
Б. Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок
3. Инверсия
В. Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)
4. Парцелляция
Г. Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое
5. Риторический вопрос
Д. Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы


V. Какой синтаксический прием
1. использовал М.Горький для усиления смыслового оттенка высказывания?
Флеров – все умеет. И Дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
2. использовал А.Блок для изображения лирических переживаний?
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня...

3. придает динамичность, интонацию живой разговорной речи в строке из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»?
Офицер – из пистолета, Теркин – в мягкое штыком;
4. использовал А.Блок для усиления выразительности речи в стихотворении «Скифы»?
Мы любим все – и жар холодных чисел…;
5. подчеркивает авторскую мысль в поэтических строках О.Берггольц?
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.

А. Оксюморон;
Г. градация;
Б. парцелляция;
Д. эллипсис.
В. эпифора;

VI. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовала М.Цветаева в строках стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»?
У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звенят.



Желаю удачи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий